Будьте осторожны! Мошенники!


За последние несколько лет наблюдается значительный рост количества
преступлений, совершенных с использованием информационно-
телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации.
Несмотря на принимаемые профилактические и уголовно-
процессуальные меры злоумышленники, отвергая нормы морали и права, по-
прежнему стремятся похищать денежные сбережения граждан, используя
телефонный вид мошенничества. При этом, аферисты продолжают
применять стандартные схемы обмана, а также действуют с изменением
своей тактики и сценариев, вовлекая граждан в новые уловки.
Применяя различные психологические методы, мошенники ищут
доверчивых людей, манипулируют ими, используя такие побудительные
мотивы, как беспокойство за родных, близких и знакомых, волнение за свой
телефонный номер, счет в банке или кредитную карту, желание оказать
содействие правоохранительным органам, получить подарок или выиграть
крупный приз и другие. При реализации своих схем, мошенники могут
работать по одному, а также в составе группы, умело разыгрывая все роли
для достижения преступных целей - заставить жертву добровольно передать
свои денежные средства.
Как показывает практика, в зоне риска находятся граждане всех
категорий. При этом мошенники стали персонифицировать свои атаки,
предварительно изучая человека, собирая информацию о нем со страниц
коммуникационной сети Интернет и социальных сетей, а также из иных
источников: персональные данные, место работы, материальное
положение, друзей и т.д. После сбора информации мошенники создают
поддельные аккаунты (учетная запись пользователя) в системе мгновенного
обмена сообщениями (мессенджер) Telegram (позволяет скрывать номер
абонента), используя реальные персональные данные (ФИО), а также
фотографии руководителей как государственных органов, так и
коммерческих организаций и физических лиц, для создания атмосферы
доверия при последующей имитации общения от имени конкретного
человека.
Также известны случаи использования телефонными мошенниками
следующих схем и методик обмана при телефонном соединении с абонентом:
- от имени сотрудников банковских учреждений, в том числе с их
подменных номеров (определяются как 900 или 1000 в приложении Viber) о
несанкционированном снятии денежных средств с банковских счетов;
- от имени сотрудников правоохранительных органов для оказания
содействия в задержании преступников;
- от имени сотрудников оператора связи, сообщая об окончании срока
действия договора услуг связи;
- от имени родственников с сообщением о возникновении личных
проблем, для решения которых необходимы денежные средства;
Кроме того, мошенники применяют и такие завуалированные способы
завладения деньгами, как: доставка цветов, после которой следует
телефонный звонок с уточнением факта доставки букета и поступившего
получателю цветов кода, якобы для отчетности; обращение с подменных
адресов и сайтов (например - Gosuslugiforms.. имитирующих справочно-
информационный интернет-портал «Госуслуги», где предлагается заполнить
заявление и подтвердить его полученным кодом; звонок по видеосвязи якобы
для проверки качества связи, целью которого является получение
биометрических данных.
Основным эффективным способом защиты от мошеннических
действий является прекращение общения (разговора или переписки) с
собеседником, личность которого вызывает сомнение.
Сотрудники правоохранительных органов и представители банковских
организаций не выясняют у граждан по телефону реквизиты банковских карт,
пароли и коды доступа. Уполномоченные лица вызовут вас надлежащим
образом в территориальный орган для проведения необходимых
мероприятий. И ни один из них никогда не попросит переводить
денежные средства для совершенно любых целей. Если звонивший,
представляющийся должностным лицом, интересуется соответствующей
информацией – это мошенник.
Центральный банк Российской Федерации не осуществляет какие-либо операции с физическими
лицами. Указанный орган является регулятором банковской сферы и
фактически следит за соблюдением законодательства в банковской сфере
другими учреждениями.
При появлении подозрений, что звонок либо сообщение поступают от
мошенника, необходимо незамедлительно обратиться с заявлением в ОМВД
России по Центральному району г. Калининграда или другой ближайший территориальный орган внутренних дел.